Многим приходилось постигать технику рукодельного шитья ещё в детстве на занятиях по труду. Преподаватели всегда приводили примеры ситуаций, в которых швейная машинка не сможет решить проблему. Чаще всего техника ручных стежков позволяет решать локальные задачи, связанные с ремонтом одежды или изготовлением кукол и мягких игрушек. Для того чтобы ознакомиться с основными видами швов ручного исполнения предлагается рассмотреть их предназначение.
Базовые разновидности ручных швов
Ручные швы используют для соединения двух и более слоёв ткани с помощью повторяющихся систематически однотипных стежков. Они могут иметь, как временное предназначение, позволяя фиксировать фрагменты в нужном ракурсе, так и постоянную основу, формирующую структуру изготавливаемого образца.
Шов «вперёд иголку» или смёточный шов
Шов «вперёд иголку» или смёточный – это одни из самых простых стежков, технику которых способен постичь даже школьник младших классов. Его используют для временного соединения нескольких слоёв материи при формировании новой модели. Здесь применяют прямые стежки размером от 3 мм до 2 см, которые видно как с лицевой, так и с изнаночной стороны в виде пунктирной линии. Когда необходимость в таком шве уже не нужна, нитка легко извлекается, не оставляя следов своего пребывания.
Петельный
Такой шов можно считать одной из самых простых, но привлекательных и необходимых стежковых конструкций, которые используют при обработке краёв материала. Его используют в отделке войлока или фетра, а также при изготовлении мягких игрушек и аппликаций из ткани.
Петельный шов может быть видимым, выступая в качестве декора или скрытым, незаметно связывающим края ткани. Для того чтобы он выглядел максимально привлекательно, строчки должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от края материала. Чтобы добиться качественного исполнения, специалисты нередко используют временную разметку.
Копировальный
Эту разновидность шва используют при переносе контурных линий между симметричными сторонами изготавливаемой поделки или модели одежды. Для этого выбранные элементы соединяют таким образом, чтобы лицевая сторона оказалась внутри. Далее наносят контурную разметку и проводят с обеих сторон параллельные смёточные стежки, выдерживая расстояние от 3 мм до 1,5 см. В этом случае нитка не затягивается в шве, напротив, следует оставлять петельки по высоте до 1,5 см, что определяет толщина материала.
Оставляемые петли необходимы для разведения сращиваемых тканей. Смысл в том, что копировальные строчки в точности повторяют контур изделия, позволяя перенести его с одной поверхности на другую. Для этого обе составляющие раздвигают на высоту оставленных петель и разрезают нить ровно посередине. При этом рисунок контура остаётся идентичным на обоих фрагментах.
Ручная строчка или шов «назад иголку»
Этот вид ручного шва применяют наиболее часто для соединения раскроенных фрагментов ткани в случаях, когда доступ для машинки ограничен. Эстетические характеристики лицевых стежков практически полностью повторяют машинную технику и служат её практической альтернативой. Такое соединение обеспечивает максимальную прочность и эластичность выполненного соединения.
Шов «назад иголку» можно узнать по характеру расположения стежков в наружной части изделия. Они образуют непрерывную прямую линию, где каждый последующий стежок начинается в отверстии, в котором заканчивается предыдущий. В то же время с изнаночной стороны стежки располагаются двумя проходящими рядом пунктирными линиями, чередуясь в шахматном порядке.
«Козлик» (бархатный)
На лицевой стороне такого шва видны перекрещивающиеся стежки, в то время как на изнанке располагаются два ряда мелких стежков, проходящих по параллельным линиям. Для того чтобы обеспечить ровность представленного шва можно выдернуть из материала две нити, расположенных в сантиметре друг от друга или нанести разметку в виде двух параллельных линий.
Шов накладывают слева направо, поэтому нить крепится в левой части размеченного фрагмента на нижней линии. Далее иглой прокалывают верхнюю линию в лицевой части шва, чтобы нить легла под наклоном в правую сторону и прошла с изнанки справа налево ориентировочно на 5 мм. Последующий прокол делается вновь на нижней линии с отступлением от начала на 1 см и всё повторяется таким же образом.
Для того чтобы шов ложился равномерно следует соблюдать заданное расстояние между каждым проколом ткани. Шов «козлик» способен изменяться в зависимости от его предназначения, стежки можно располагать уже или шире, проколы иглы делать реже или гуще. В основном данную технику используют для обработки края одежды. Кроме этого, такой шов можно встретить среди отделочных работ, когда используется нить другого оттенка, чтобы обвить места пересечений.
Потайной
Такую разновидность подшивного шва используют для закрепления обработанного фрагмента или подгиба ткани с изнаночной стороны модели. Особенность этой техники заключается в том, что используемые строчки остаются скрытыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Чтобы провести нить подобным образом подогнутый фрагмент, скрывающий срез, подворачивают налицо, и шов ведётся по самой кромке сгиба.
При этом проколы на обеих соединяемых поверхностях совпадают по расстоянию на лицевой стороне изделия, благодаря чему скрепляющая их нить остается скрытой от глаз. Все переходы осуществляются с тыльной стороны, которая закрывается по мере продвижения шва.
Тамбурный
Ещё одной разновидностью рукодельной строчки является тамбурный шов. Чаще всего его используют при вышивке для художественного оформления лицевой части изделия. Особенно часто такой метод применяют для оформления орнамента на домотканых полотенцах. По своей структуре эта техника имеет вид цепочки, где одна петелька выходит из другой. Такое расположение стежков послужило поводом для формирования второго названия – «шов цепочка».
Практика применения этого художественного шва для вышивки по ткани насчитывает более двух тысяч лет, а зародилась она ещё в Древней Греции. Оттуда и появилось основное название, так как тамбур (в переводе) это большой барабан, имеющий схожесть с пяльцами для вышивки по ткани.
Французский узелок
Такое название получила техника, использующая для вышивки нити мулине, а также атласные ленты. При помощи французского узелка рисунок на вышивке приобретает особую выразительность, приобретая объёмную структуру. В своё время такой способ украшения тканей использовали при декоративном оформлении моделей одежды, предназначенной для королевских династий.
Шов крестиком
Эта техника используется для вышивки сложных орнаментов или объёмных иллюстраций. При этом для оформления панорамных сюжетов или орнамента домотканых полотенец используется грубая ткань. Более тонкая вышивка предназначена для декоративного оформления платков или рубах.
Для вышивания представленным швом лучше всего подходит гобеленовая игла, которая щадит волокна, не делая проколов, она только раздвигает нити.
Ручные швы можно считать базой всей швейной индустрии. С их помощью можно легко создавать мягкие игрушки, кукол и кукольные наряды.